Заказать диплом

Заказать к/р

Заказать курсовую

Заказать реферат

Задать вопрос

Акулова О.В., Писарева С.А. Как написать квалификационную работу по педагогике: Учебное пособие. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 73 с.

Как сформулировать гипотезу, выбрать объект и предмет исследования

Ведущая идея

В основу любого исследования должна быть положена ведущая идея. Ее справедливо считают путеводной звездой исследовательского процесса, дающей ему общее направление, определенное видение предмета. Ведущая идея определяет замысел исследования.

Может возникнуть вопрос: откуда же возьмется эта идея, если исследование еще не проводилось, а только задумано? Дело в том, что любое исследование строится не на пустом месте, В результате многих предшествующих исследований в науке сложились определенные теоретические концепции.

Концепция — система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких-либо явлений; понимание чего-либо, общий замысел.

При изучении проблемы исследователь берет за основу одну из сложившихся теоретических концепций. Если же он не согласен ни с одной из существующих теоретических концепций, то формулирует свою собственную — сначала в форме гипотезы. Всем своим дальнейшим исследованием он старается доказать истинность своей теоретической концепции.

Академик H.FL Павлов указывал, что прежде чем изучать явления, надо иметь предварительную идею, на которую можно было бы "цеплять факты".

Говоря о важности ведущей идеи, необходимо предостеречь и от опасности одностороннего подхода, когда исследователь фиксирует лишь те факты, которые подтверждают выдвинутую идею, и оставляет вне своего поля зрения явления и процессы, которые ей противоречат. Например, в основе исследования "Ориентация педагога на личностные достижения учащихся в общеобразовательной школе" лежит идея проектируемости развития общеобразовательной школы, приводящей к расширению поля реальных и потенциальных достижений учащихся; в основе исследования "Социально-педагогическая деятельность школы в открытой среде" идея ориентации на гуманистические представления о человеке и среде его жизнедеятельности.

Ведущая идея определяет основной подход к теме исследования, стратегию научного поиска. Понятие "подход" рассматривается в двух значениях:

1) как некоторый исходный принцип, исходная позиция,

основное положение или убеждение;

2) как направление изучения предмета исследования.

Первое значение понятия включает:

личностный подход, т.е. базовую ориентацию педагога,

определяющего свою позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом, и признание приоритета личности перед

коллективом;

деятельностный, в основу которого положена закономерность проявления и развития человека в деятельности;

культурологический, который реализуется как принцип

культуросообразности (воспитание и обучение будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а ученик будет активно овладевать и

творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны,

мировой цивилизации), выполняющий системообразующую роль

и для развития самой педагогики, и для совершенствования педагогической практики;

ценностный, основанный на позиции педагога, на том, какие ценности для него являются приоритетными и особенно значимыми;

гуманистический, отражающий систему взглядов, согласно которым человек, воспитуемая личность, представляет собой

высшую ценность, имеющую право на существование, счастье,

достойную Человека жизнь;

- аксиологический, который рассматривает человека как

высшую ценность общества и самоцель общественного развития;

- системный, антропологический, личностно-деятельностный,

личностно-ориентированный и др.

Второе значение понятия включает: содержательный и формальный; логический и исторический; качественный и количественный; единичный и общий подходы. Подходы этого рода имеют общенаучное значение, применимы к исследованиям в любой науке и классифицируются по парным категориям диалектики, отражающим полярные стороны, направления процесса исследования: содержание и форма, историческое и логическое, качество и количество, явление и сущность и т.д.

Разные задачи одного и того же исследования могут решаться разными наборами подходов. Например, в основу исследования Г.В. Даниловой "Влияние массовой культуры на процесс самоопределения старшеклассников" положены культурологический и ценностный подходы. Выбранные подходы определяют ведущую идею, замысел исследования: ориентацию на личностно значимые ценности и культурологические способы познания. Если бы в основу данного исследования был положен, например, деятельностный подход, то ведущая идея была бы иной, например, такой: ориентация на расширение различных видов деятельности школьников, связанных с включением их в различные виды массовой культуры. Соответственно изменилась бы и логика исследования.

Гипотеза

Выдвижение гипотез есть путь к открытию связей между явлениями, научных законов. Гипотеза — это некоторое допущение, предположение, догадка. О ней можно сказать, что она неопределенна, лежит между истиной и ложью. Гипотеза — недоказанный тезис, представляющий собой возможный ответ на вопрос, который исследователь поставил перед собой, и состоящий из предполагаемых связей между изучаемыми явлениями и фактами. В гипотезе сливаются два момента: выдвижение некоторого положения и его логическое и практическое доказательство. Гипотеза, получившая предположение, превращается в истинное утверждение и на этом прекращает свое существование. Опровергнутая гипотеза становится ложным положением и опять-таки перестает быть гипотезой.

Гипотеза выдвигается для решения какой-либо конкретной проблемы. Обычная задача гипотезы — объяснение новых экспериментальных данных или устранение противоречия теории с отрицательными результатами экспериментов. Для того чтобы быть обоснованной или состоятельной, гипотеза должна отвечать определенным условиям.

Первым условием является теоретическая обоснованность, т.е. согласие гипотезы с фактическим материалом, на базе которого и для объяснения которого она выдвигается; гипотеза должна соответствовать установившимся в науке законам, теориям и т.п.

Второе условие — ее эмпирическая проверяемость. Гипотеза должна в принципе допускать возможность опровержения и возможность подтверждения.

Третьим условием состоятельности гипотезы является ее информативность, т.е. приложимость ко всему классу исследуемых объектов. Иными словами, нужно стремиться к тому, чтобы из гипотезы выводились не только те явления, для объяснения которых она специально придумана, но и возможно более широкий круг родственных им явлений.

Четвертое условие — логическая обоснованность и предсказательность гипотезы.

На основании чего исследователь может высказать более или менее вероятное предположение? В основе подобных предположений лежит прежде всего умозаключение или аналогия. "Аналогия, как правило, дает начало, толчок для высказывания предположения. Обнаружение сходства, определенной общности изучаемых явлений с типом связи явлений, характер которой уже установлен, дает основание предположить, что и в данном случае может действовать подобный же тип закономерной связи" (П. В. Копнин),

Задача исследователя, разрабатывающего гипотезу, состоит в первую очередь в том, чтобы показать, что не очевидно в объекте, что он видит в нем такого, чего не замечают другие. Гипотеза, будучи средством перехода от старого знания к новому, неизбежно вступает в противоречие с имеющимися представлениями. То, что всем очевидно и не требует доказательств, — не гипотеза.

Все это хорошо известно, однако в ходе некоторых педагогических исследований предлагаются гипотезы, которые на самом деле ими не являются, проводятся эксперименты для доказательства очевидного, не нуждающегося в этом. Приведем пример одной из таких гипотез.

Гипотеза исследования состояла в том, что научно обоснованные определения целей обучения, отбор содержания и организация процесса усвоения существенно повысят эффективность обучения. При этом повысится качество знаний, сформируется умение самостоятельно получать знание, повысится уровень математического и логического мышления, сократятся затраты учебного времени.

Первая часть этой гипотезы не нуждается в доказательстве, поскольку никто не сомневается в том, что научное обоснование целей, содержания и организации усвоения не может повредить эффективности обучения и по своему назначению призвано повышать эту эффективность. Ко второй же части логического перехода нет, а потому система иерархически расположенных высказываний не получилась.

При обосновании гипотезы исследователь опирается на факты, их анализ, сравнение. Чем больше фактов в распоряжении исследователя, тем вероятнее предположение.

Важнейшее значение при построении гипотезы имеет, конечно, знание педагогической теории, опора на ранее открытые факты и закономерные связи педагогических явлений. Чем шире педагогический и общий научный кругозор исследователя, чем богаче у него запас ассоциаций, тем более обоснованную гипотезу или гипотетическую идею он может предложить при проведении эксперимента.

Очень часто гипотеза ограничивается предположением о функциональной связи между педагогическими воздействиями и конечными их результатами.

Различают несколько видов гипотез по этапам исследовательской работы.

Нулевая гипотеза — первоначальное объяснение имеющихся связей и отношений в объекте и предмете исследования. Однако она не может давать теоретическое обоснование этих связей, она объясняет первоначальные наблюдения, первичные факты перед самой исследовательской работой.

Описательная гипотеза характеризует изучаемое явление

с разных позиций. В результате формируется понятийный аппарат и исходные данные для эксперимента. Описательная гипотеза

строится на предположении: если , то

Объяснительная гипотеза требует экспериментальной проверки. На первый план выдвигаются причинно-следственные связи, которые получены на ранних этапах исследования. Поэтому объяснительная гипотеза строится на предположении: так как , то

Основная рабочая гипотеза определяет базисный эксперимент. Без нее процесс исследования сводится к систематизации информации, вариативному изложению фактов. Основная рабочая гипотеза строится на предположении о том, при каких условиях процесс решения той или иной педагогической проблемы будет успешным.

Иногда существует необходимость в прогностической гипотезе, поскольку наука выполняет не только объяснительную, преобразующую, но и прогностическую функцию. Прогностическая гипотеза делает допущение о возможном позитивном развитии процесса или явления, о трудностях, которые могут возникнуть на практике при реализации ведущих идей исследования.

Итак, в ходе исследования меняются виды гипотез и соответственно — тип эксперимента, содержание поисковой работы. При этом необязательно, чтобы в квалификационной работе были описаны все виды гипотез. Они создаются по мере необходимости. Даже диссертации могут строиться только на нулевой и объяснительной гипотезах.

Без гипотезы нет и не может быть никакого исследования.

Объект и предмет исследования

Четкость, научная грамотность, лучшая организация исследования может быть обеспечена определением объекта и предмета исследования.

Объект исследования — это педагогическое пространство, область, в рамках которой находится (содержится) то, что будет изучаться.

Объектом педагогического исследования в широком смысле является весь педагогический процесс, связанный с целенаправленной образовательной деятельностью. Объектом исследования в квалификационной работе может выступать:

-целостный педагогический процесс;

система воспитательной работы в школе;

деятельность педагога в определенных условиях и направлениях;

деятельность учащихся во всем многообразии;

коллектив педагогов и учащихся;

преподавание какого-то предмета;

система управления в школе и др.

Предмет исследования — это конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который и исследуется.

Рассмотрим примеры. Если объектом будет учебно-воспитательный процесс в лицее, то предметом может быть, например, механизм отбора детей (разработка диагностических методик) для обучения в школе этого типа или формирование оптимальных вариантов учебного плана или механизм интенсификации обучения в этих условиях. Если объект — процесс обучения иностранному языку, то предметом может служить, например, механизм применения суггестивных методов обучения.

Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта. Как правило, предмет в большой степени совпадает с темой исследования.

При определении объекта и предмета исследования необходимо учитывать, что:

объект дает ответ на вопрос "что рассматривается?"

предмет дает ответ на вопрос "как рассматривается объект, в каких отношениях, связях, аспектах, функциях?"

Точное определение предмета избавляет исследователя от попыток "объять необъятное". Формулирование предмета исследования — результат учета задач, реальных возможностей и имеющихся в науке эмпирических описаний объекта, а также других характеристик исследования. Так, в объекте, каким является преобразование учебного материала в процессе обучения, был выделен предмет: способы преобразования учебного материала, составляющего содержание школьного учебника. Объект здесь подвергается двойному ограничению: не все о преобразовании учебного материала, а только о способах реорганизации; о способах перестройки не любого учебного материала, а лишь составляющего содержание учебника.

Еще один пример выделения предмета исследования из объекта. Объект — педагогическая гимназия как школа нового вида. Предмет — образовательные программы в педагоги' ческой гимназии. Таким образом, предмет определен так, что не все изучается о педагогической гимназии, а лишь ее образовательные программы. Из данного объекта могут быть выделены и другие предметы исследования, это зависит от цели и задач выполняемой работы. Например, предметом может являться система учета достижений школьников, или содержание педагогического образования в педагогической гимназии, или конструирование учебного плана педагогической гимназии и др.

В приведенных примерах предмет исследования четко выделен из объекта, составляет его часть, что облегчает конструирование логики исследования. Кроме этого следует отметить, что объект и предмет в них лежит в области интересов одной науки — педагогики.

Иногда начинающие исследователи допускают такую ошибку как разрыв между объектом и предметом исследования, а именно выделяют их в разных научных областях, что ведет к нарушению целостности работы, системности получаемых результатов и, в конечном итоге, к заметному снижению уровня теоретической и практической значимости исследования. Чаще всего подобное "расщепление" происходит в плоскостях педагогики и психологии. Например, объект определяется в области психологии: речевая деятельность студентов младших, курсов языковых факультетов, а предмет — в педагогике: процесс совершенствования речевой деятельности на основе реализации индивидуального подхода.

Встречается и обратное соотношение — объект в педагогике, а предмет в психологии: объект — процесс целенаправленного совершенствования познавательной деятельности старших школьников, предмет — познавательная деятельность учащихся в процессе выполнения системы заданий развивающего характера.

Приведем пример того, как могут быть сформулированы объект, предмет и гипотеза исследования по конкретной теме.

Тема исследования студентки факультета физики Н. Ильиной сформулирована следующим образом; "Коллективное взаимодействие учащихся в современной школе".

Объектом исследования является воспитательный процесс в школе.

Предмет исследования определен как: взаимодействие школьников в коллективе.

Гипотеза исследования звучит так; организация коллективного взаимодействия учащихся будет успешной, если:

учитель и учащиеся заинтересованы в коллективном взаимодействии.

учитель владеет методикой конструирования, организации, проведений коллективных творческих дел, а учащиеся — навыками коллективного взаимодействия.

В этом примере объект и предмет исследования находятся в области одной науки — педагогики. Предмет составляет часть объекта, его конкретизирует и уточняет. Гипотеза носит описательный характер, и позволяет определить пути решения проблемы коллективного взаимодействия школьников.

Заказ курсовой, заказ реферата, заказ диплома вы можете сделать следующими способами:

  • Позвоните по телефону горячей линии +7(903) 010-70-95 (в Москве), +7 (911) 286 59 22 (в Санкт-Петербурге), или
  • Напишите сообщение по адресу info@metropolys.ru, или
  • Заполните форму заказа :
Сформируйте заказ, заполнив поля формы, и нажмите кнопку "отправить":

Внимание : оставляйте альтернативные способы связи - телефоны, адреса почты. Пожалуйста, внимательно заполняйте поля "E-mail" и "Телефон"! При написании телефона указывайте также междугородный код города.

Яндекс.Метрика